Логотип сайта ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО УКРАИНЕ

Личности в истории.

Наш сайт переехал на новый дизайн, подождите - сейчас все переадресуется, а если надоело ждать - нажмите сюда....


Страница с картой разделов


Потоцкие

К оглавлению

Потоцкие (герб Пилава) — шляхетский, позднее графский польский род, получивший свое название от дер. Поток близ Кракова. Первый известный в истории П. — Сулислав, каштелян сендомирский (1247). П. возвышаются в конце XVI в., когда канцлер Ян Замойский стал протежировать братьям П. за их военные способности; потом им покровительствовал Сигизмунд III, особенно за их интриги против прежнего покровителя, Замойского; наконец, родство с молдавским господарем Иеремией Могилой сделало П. "корольками" в Подолии и Украине. Замечательны из П.:

1) П. Яков (ум. в 1612 г.) — воевода брацлавский, отличившийся при взятии Смоленска в 1611 г.

2) П. Ян (1555—1611) — брат предыдущего, воевода брацлавский; во время "рокоша" Зебржидовского поддерживал Сигизмунда III; вместе с братом Стефаном, зятем Иеремии Молдавского, совершил удачный поход в Молдавию против валахов с целью утверждения на господарстве своего родственника Константина; участвовал в осаде Смоленска.

3) П. Николай (ум. в 1651 г.) — сын Якова, каштелян краковский и великий коронный гетман, воевал с казаками на Украине, разбил Павлюка (1637) и Гуню (1638), за что получил громадные поместья на Украине; вопреки приказу короля, в 1648 г. выступил против Хмельницкого и, потерпев поражение при Желтых водах, попал под Корсунем (1648) в плен к татарам; возвратившись из неволи, одержал над казаками победу под Берестечком и заключил с ними Белоцерковский договор (1651).

4) П. Станислав (Ревера, 1579—1667) — воевода краковский и великий коронный гетман; отличился в борьбе против Хмельницкого и разбил войска царя Алексея Михайловича под Охматовом (1665); во время шведской войны вынужден был сдаться шведам близ Львова; был видным деятелем тышовецкой конфедерации; в 1660 г. разбил Шереметева под Чудновом. Биография его в "Tygod. Illustr.", 1864, №№ 241 и 244.

5) П. Иосиф (ум. в 1751 г.) — внук предыдущего, каштелян краковский и вел. коронный гетман, во время войны Августа II с Карлом XII шведским стоял во главе партии "нейтральных"; позже поддерживал Лещинского и вел партизанскую войну с русско-саксонскими войсками Августа III; наконец, признал последнего, хотя и не одобрял его политики; намеревался устроить конфедерацию и союз с турками, а потом (1741) со шведами против России (его анонимный памфлет: "Causae, quae moveant Rempublicam ad ineundam coufederationem et ineundam. colligationem cum Suecis"), но потерпел неудачу. От него идет "гетманская" линия П. ("серебряная" Пилава).

6) П. Павел (ум. в 1674 г.) — после 13-летнего плена в Москве, где приобрел расположение царя Алексея Михайловича, возвратился на родину; был каштеляном каменецким и послом в Риме; написал: "Moscovia vel narratio brevis de moribus monarchiae Russorum etc." (Данциг, 1670) и "Saeculum bellatorum et togatorum vel centuria eloquiorum clarissimorum Virorum Polonorum et Lithuanorum" (Краков, 1670), перепечатанные А. Залуским под названием: "Qrera omnia comitis in aureo Potok Pilavltae Potocki Castellani Camenecensis" (Варшава, 1747). От него пошла линия П. так наз. "примасовская" ("золотая Пилава"), ибо его сын Феодор был архиепископом гнезненским (1722).

7) П. Игнатий (1741—1809) — воспитывался под руководством известного Конарского; был членом эдукационной комиссии, организовал школьное дело, основал товарищество по изданию школьных руководств; горячо поддерживая планы реформ, проявил большую деятельность во время 4-летнего сейма (1788—92); стремился к примирению с Пруссией и уничтожению иностранной "гарантии"; был одним из творцов конституции 3 мая 1791 г., хотя в качестве аристократа и расходился во взглядах с Коллонтаем; эмигрировал в Дрезден ввиду победы тарговицкой конфедерации; после революции 1794 г. вернулся в Варшаву и стал министром иностранных дел "народного" правительства; взятый в плен, содержался под стражей в Шлиссельбурге; освобожден в 1796 г.; позже работал на пользу великого герцогства Варшавского.

8) П. Стаиислав Костка (1752—1821) — артиллер. генерал; был сторонником конституции 3 мая и после торжества тарговицкой конфедерации удалился в Австрию; был президентом школьной и воспитательной дирекции в Варшавском вел. герцогстве (1807), а в 1815 г. был назначен Александром I министром исповеданий и просвещения Царства Польского; в 1820 г. получил отставку по подозрению в демагогии и как автор: "Podroz do Cieninogrdu" (Варшава, 1820); написал еще: "Pochwaly, mowy i rozprawy" (Варшава, 1815), "О sztuce u dawnycb, czyli Winkelman polski" (там же, 1815), "O wymowie i Stylu" (там же, 1815).

9) П. Станислав-Феликс (1752—1805) — маршалок тарговицкой конфедерации 1792 г., после безуспешной оппозиции четырехлетнему сейму и конституции 3 мая; теоретик "вечного бескоролевья" и сторонник "можновладства" старой Речи Посполитой; эмигрант в Петербурге и Вене во время восстания Костюшки 1794 г.; генерал русской службы с 1797 г.; автор сочинений: "О Sukcessyi w Polsce" (Амстердам, 1789), "Protestacyja przeciw Sukcessyi tronu" (там же, 1790), "Odezwa obywatela i posla do narodu" (Варшава, 1790).

10) П. Ян (1761—1815) — участвовал в работах 4-летнего сейма; служил при Александре I в русском министерстве иностранных дел. Он был талантливым историком, лингвистом (применение этимологии к историческим изысканиям), географом, этнографом, археологом и естествоиспытателем, а главное — одвим из первых научных работников по славяноведению. Ему принадлежат до 24 больших трудов (напечатанных в небольшом количестве экземпляров и потому ныне редких), кроме многочисленных статей и карт. В своем сочинении: "Essai sur Phistoire universelle et recherches sur la Sarmatie" (Варшава, 1789—92) он дал описание так называемого "регрессивного метода". Другие выдающиеся труды его: "Chroniques, memoires et recherches pour servir а l'histoh'e des tous les peuples Slaves" (Варшава, 1793), "Voyage daus quelques parties de la Basse Saxe pour la recherche des antiquites Slaves" (Гамбург, 1795), "Fragments historiques et geographiques sur la Scythie, la Sarmatie et les Slaves" (Брауншв. и Берлин, 1796), "Histoire primitive des peuples de la Russie" (СПб., 1802), "Histoire ancienne du gouvernement de Cherson" (там же; 1804), "Atlas archeologique de la Russie europeenne" (3 изд., 1829), "Voyage dans les Steps d'Astrakhan et de Caucase" (Париж, 1829). См.Balinski, "Pisma historyczne" (т. Ш).

11) П. Фома (1809—1861) — до 1831 г. офицер польского войска, потом экономист и публицист, автор сочинений: "О organizacyi wojska polskiego" (Париж, 1841 — 42), "Glos z Polski" (Краков, 1845), "Glos z P." (там же, 1848), "O Rusi ze wzgledu nа Polske".

12) П. Артур (1787—1832) — польский офицер, автор: "Fragments d'histoire de Pologne on Marina Mniszech" (Париж, 1880).

13) П. Альфред (1817—89) — австрийский государственный деятель, член австрийской палаты господ и галицийского сейма; в 1867—70 гг был министром земледелия, в 1870—71 гг. — министром-президентом; вышел в отставку вследствие неудачи своих переговоров с автономистами. В 1875—83 гг. был наместником Галиции. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь.

К оглавлению

Могила

К оглавлению

Могила — молдавская дворянская фамилия, родоначальником которой одно предание считает Муция Сцеволу, другое — Пурига, герольда воеводы молдавского Стефана IV (XV в.). Первое историческое сведение о фамилии М. относится к 1499 г. Около 1534 г., во время смут, бывших в молдо-влахийских землях, в числе трех претендентов на валахский престол был Моисей М. Около половины XVI в. Иоанн М. занимал высшую в Молдавии должность — логофета. Сын его, Иеремия — господарь молдавский (1595—1606), второй сын, Георгий — митрополи Молдавский, третий, Симеон — воевода воложский, отец знаменитого митрополита Петра М. . Дочь Иеремии, Раина, бабка польского короля Михаила, была ревнительницей православия и учредительницей монастырей ("Киевская старина", 1887, кн. 11). Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь.

К оглавлению

Петр Могила

К оглавлению

Петр Могила — киевский митрополит (1596—1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601—1607), потом Молдавии (1607—1609). В 1612 г. Могилам после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. Во Львовском братском училище П. получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран киево-печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул "великого архимандрита". Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства П. Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение "Апологии" Мелетия Смотрицкого; тогда же определилась вражда между преемником Борецкого, Исайей Копинским, и П. Могилою. П. Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище "для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках" (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, П. соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был П. Могила. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит киевский Исайя Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран П. Могила, с сохранением лаврского архимандритства. "Деградование" Копинского и посвящение П. Могилы состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом константинопольского патриарха. Затем П. Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками — от лаврской братии и братской школы. После того как Исайя, не без борьбы, оставил свою кафедру, П. приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого м-ря. Старинную церковь св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трех Святителей, которую отдал братскому м-рю. В 1635 г. отрыты были и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей П. Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец обращался за помощью и к московскому царю. Особенное внимание обратил П. Могила на киево-братскую, называемую Могилянской, школу; хлопоты о переименовании ее в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский персонал был при П. Могиле на высоте своего призвания; профессора, раньше чем приступать к преподаванию, посылались для ученья за границу. Много огорчений доставлял П. Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич, всеми мерами преследовавший студентов школы, весьма часто вполне несправедливо. В бытность свою митрополитом П. Могила издал, между прочим, следующие книги: Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста (1637; в 1616 г. это Евангелие в первый раз было издано на зап.-русском литературном языке); Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636); Евхологион альбо молитвослов (или требник; 1646). П. Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан; он подвергался обсуждению на Киевском соборе 1640 г. и Ясском 1643 г., был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, но напечатан был только в 1662 г., в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге П. Могилой было издано "Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан" (1645). Для изданной П. М. книги Афанасия Кальнофойского (1638) сам П. доставил рассказы о чудесах печорских. В составлении резко-полемического сочинения "Лифос" П. принимал большое участие. Из проповедей П. Могилы известны две: "Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина" и "Слово на брак Януша Радзивила". Записки П. Могилы отчасти напечатаны в "Киев. епарх. вед." 1861—62 г. Наконец, П. Могилой были задуманы две колоссальные работы: "Жития святых" (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII ст. См. Голубев, "П. Могила и его сподвижники" (т. 1, до начала служения П. Могилы в сане митрополита); Бантыш-Каменский, "Историческое извещение об унии"; Крачковский, "Очерки униатской жизни"; проф. Тарновский, "П. Могила" (в "Киевской Старине" 1882, № 4); Левицкий, "Уния и Петро Могила". Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь.

К оглавлению

Тропинин Василий Андреевич

К оглавлению

(1780—1857) — живописец-портретист, родился крепостным человеком гр. А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю. Девяти лет от роду был определен своим господином в воспитанники Имп. академии худ., образовался в ней под руководством Щукина и, окончив ее курс в 1804 г., поселился в Москве, где и трудился до конца своей жизни. В 1823 г. представил Академии, для получения степени академика, три свои произведения: портрет гравера Е. С. Скотникова, картину "Кружевница" (находится в Московском публ. музее) и этюд "Старик-нищий"; но совет, заподозрив, что они исполнены несамостоятельно, отказал их автору в просимом им отличии. Этот отказ заставил Т. в следующем году явиться в СПб. и написать, в виде программы на звание академика, портрет медальера Лебрехта, за который оно и было ему присуждено. Близко схваченное сходство, выразительность, гармоничный, хотя и не особенно блестящий колорит и добросовестная законченность исполнения в портретах Т. отводят этому трудолюбивому и скромному в жизни художнику одно из первых мест среди русских живописцев одной с ним специальности. Из многочисленных его произведений, сверх вышеупомянутых, наиболее замечательны портреты: два его собственных (в Московском публ. музее и в Академии худ.), имп. Николая I (1825, в Московском архиве м-ва иностр. дел), Д. П. Татищева (в Академии худ.), И. И. Дмитриева (в Академии наук), Н. Карамзина, А. Пушкина, Н. Гоголя, К. Брюллова, Н. Уткина (все пять — в Третьяковской гал., в Москве), А. Е. Лазарева, кн. С. И. Гагарина и нек. др. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь.

К оглавлению

В начало